Парламент ЧРИ в июле 1995 г.направил Швейцарскому Федеральному совету Постановление о присоединении к соблюдению Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним от 8 июня 1977года

Парламент ЧРИ в июле 1995 г. направил Швейцарскому Федеральному совету 
Постановление О ПРИСОЕДИНЕНИИ К соблюдению Женевских конвенций и 
Дополнительных протоколов к ним от 8 июня 1977г.о соблюдению Женевских 
конвенций и Дополнительных протоколов к ним от 8 июня 1977г.,
соблюдению Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним
от 8 июня 1977г.
Из Книги Орлова и Черкассова /Мемориал РФ -России/

"Самопровозглашенная Чеченская Республика Ичкерия формально не принадлежала
к числу Высоких Договаривающихся Сторон, подписавших и ратифицировавших
Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним. Тем не менее и для
вооруженных формирований ЧРИ было обязательным выполнение требований норм
гуманитарного права, относящихся к немеждународным конфликтам, как общих
принципов международного права, обязательных для всех.

В июле 1995 г. Швейцарскому Федеральному совету, который хранит оригиналы
Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним, а также
ратификационные грамоты и документы о присоединении государств-участников
этих конвенций и протоколов, было направлено заявление парламента ЧРИ от 14
июля 1995 г. за подписью председателя парламента ЧРИ Ахъяда Идигова. В
заявлении, в частности, говорилось:

----------------------------------------------------------------------------
"Парламент Чеченской Республики Ичкерия, - полномочный орган власти,
представляющей чеченский народ, ведущий борьбу за свои права с Россией, -
заявляет о принятии Чеченской Республикой Ичкерия обязательств по
соблюдению Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним от 8 июня
1977 г.".
К сожалению, несмотря на это заявление, соответствующая разъяснительная
работа с бойцами отрядов вооруженных формирований ЧРИ и ознакомление их с
нормами гуманитарного права не проводились.

Кроме того, бойцы и командиры вооруженных формирований ЧРИ были такими же
советскими людьми, что и противостоявшие им солдаты и офицеры федеральных
сил, и прошли (не все, но многие) ту же школу Советской Армии, а структуры
Департамента государственной безопасности ЧРИ также во многом состояли из
бывших струдников советского МВД. И от тех, и от других вряд ли стоило
ждать большего знания и уважения норм гуманитарного права, чем от
федеральных сил (см. раздел 3.1).

Наконец, следует отметить, однако, что с точки зрения гуманитарного права
можно оценивать действия лишь тех отрядов и вооруженных лиц, которые
находились под ответственным командованием военного и политического
руководства ЧРИ. Действия отдельных, никому не подчиненных групп и людей с
этой точки зрения оцениваться не могут. Последнее объясняет, почему
составители доклада не включили в него изложение некоторых фактов,
известных ПЦ "Мемориал". Например, имеется ряд свидетельств о совершении в
период январских-февральских боев в Грозном в 1995 г. вооруженными
чеченцами тяжких преступлений (убийства, издевательства, изнасилования) в
отношении мирных жителей Чечни. Однако нет никаких доказательств, что эти
преступники имели отношение к вооруженным формированиям ЧРИ. Безусловно,
любая власть несет ответственность за обеспечение правопорядка на
подконтрольной ей территории, но в данном случае следует говорить скорее о
территории, временно неподконтрольной никакой власти.

* * *

Самопровозглашенная ЧРИ в период вооруженного конфликта 1994-1996 гг. не
была признана ни одним членом международного сообщества в качестве
независимого государства. Соответственно, она не являлась участником ни
одного международного соглашения, пакта, конвенции о правах человека.
Поэтому для властей ЧРИ даже бесспорное установление фактов нарушения ими
норм международного права в области прав человека никаких
международно-правовых последствий иметь не может.

Тем не менее вполне правомерно применение этих норм для оценки действий
властей и представителей вооруженных формирований ЧРИ с точки зрения их
готовности следовать общепринятым в международном сообществе образцам.

* * *

При написании данного раздела доклада авторы неоднократно обращались с
запросами в органы прокуратуры и МВД РФ. Однако эти ведомства сообщили ПЦ
"Мемориал" в своих ответах, ссылки на которые приведены, лишь небольшое
число таких фактов. Следует отметить, что множество сообщений СМИ о
"зверствах чеченских боевиков" со ссылками на федеральные официальные
источники при проверке оказывались ложью".

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s